воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Фильмы 2013: Ретроспектива потребителя. Часть 2.



Upstream Color (Примесь). За несколько минут до взрыва вашего мозга.
 Продолжаю свою киноодисею 2013. Многобукоф неочем, вам будет не интересно.


Побочный эффект
(Стивен Содерберг)

Добротный триллер про колёса. В меру закрученный и увлекательный. Особенно мне по душе сцены, когда главный герой параноит, но окружающие ему не верят. Здесь такие есть. Как у Филипа Дика в романах, или у Финчера в "Зодиаке", "Игре", или "Девушке с татуировкой дракона". Знаете фильмы с такими моментами, напишите мне, пожалуйста. Но здесь тот же косяк, что и в "Трансе". Это вообще какая-то болячка современных триллеров - твист, когда персонаж позиционируется как протагонист в экспозиции, но становится антагонистом в финале. Для меня это недоработка сценариста, а не развязка.


Сталинград
(Федор Бондарчук)

До меня дошло наконец, что Бондарчук вообще не режиссер. Зато он отличный актер. Так вот, Бондарчук-режиссер - это всего-навсего роль Бондарчука-актера. А фильмы, которые снимает этот ходячий симулякр - заглушки. Просто оправдания для самоопределения как режиссера. Сталинград - декорации, когда не идет спектакль. Форма есть, а содержания и смысла нет. Даже не хочу описывать какой это слоу-мо аттракцион на тему Великой Отечественной.


Примесь
(Шэйн Кэррат)
 
Я уже написал как люблю дерзких режиссеров. Так вот, Шэйн Кэррат - самый дерзкий (или самый пофигист, хотя это навряд ли). Шэйн Кэррат до этого снял "Primer" - отличный малобюджетный фильм о путешествиях во времени. Затем он консультировал по этому поводу Райана Джонсона для "Петли времени". На этот раз Шейн снял кино так, как никто никогда не снимал. Этот фильм возьмет ваше логическое мышление и прочитает обезьяну в невесомости за пять минут до стула.

Самое близкий фильм для сравнения "Древо Жизни" Теренса Малика. Но в "Древе Жизни" не было намёка на сюжет в классическом понимании, а здесь он есть. Правда, сюжет сюрреалистичный, почти на грани понимания. Речь в фильме идет о выжимке из специальных червей-паразитов, при приёме которой между двумя людьми образуется прочнейшая эмпатическая связь. Те, кто открыл это замечательное свойство быстро просекли весь криминальный потенциал изобретения, и стали использовать его для подавления воли людей и отъёма денег, недвижимости и других материальных ценностей. Один из главных героев - девушка, которую эти чёрные риэлторы/биохимики заразили паразитом эмпатии и всё отобрали. Ей помогает (или не помогает?) загадочный мужчина, помешанный на звуках, который пересаживает червей от людей к свиньям. Героиня теряет всё, но не помнит, что с ней происходило. Позже девушка знакомится с парнем, который пережил аналогичный случай.

Вам может показаться, что я пишу какой-то бред, но таков сюжет. И в нем, если разобраться есть своя логика, просто оторванная от реальности. Режиссерская работа, монтаж, звук - всё на пике современной моды в кинематографе (псевдодокументальная операторская работа, нелинейность монтажа и эмбиент на заднем фоне). И всё это Шейн сделал сам. А еще сыграл главную роль. Этому человеку нужно поставить памятник.


Мачете убивает
(Роберт Родригес)

Угарный трэш-боевик про мексиканского сверхчеловека. Даже больше комедия, чем боевик. Из комедии в начале фильм превращается в фантасмагорию-самопородию и начинает поднаедать. Как по мне, причина тому длинный для жанра хронометраж. Был бы фильм минут на 15 короче, у меня бы вообще не появилось упрёков.


Географ глобус пропил
(Александр Велединский)

А вот этот фильм возродил во мне веру в будущее Российского кино и убил во мне веру в будущее России. Это экранизация замечательной одноименной книги Алексея Иванова и на удивление хорошая (но кино, как всегда, не лишено недостатков любой экранизации книги). И что примечательно, действие книги и фильма разворачивается в городе Пермь, где я всю жизнь и живу, а так же на реке Усьва, где я был, но, к сожалению, не сплавлялся.

 Главный герой - Виктор Служкин, остроумный, ироничный, типичный представитель русской интеллигенции, которую можно встретить только на страницах отечественных романов вот уже 150 лет. И как любой бумажный интеллигент, герой предстает перед зрителем не в лучший момент своей жизни. Безработица. Безденежье. Жена ругает, разлюбила и стала поглядывать на лучшего друга. Первые ласточки алкоголизма. Неудачная попытка завести любовницу - та, которую хочется, не дает. Зато домогается та, которой не хочется. Плачевное положение вынуждают Служкина пойти работать в местную школу на замену учителю географии, притом, что этот предмет не является его специальностью. Школьники есть школьники - не слушают, да еще и унижают. Наверно этого достаточно, чтобы набросить петлю на шею, но дальше больше. В Служкина влюбляется ученица, и он тоже начинает испытывать к ней чувства, при этом зная, что ничего между ними быть не может.

Вот тут и возникает главный вопрос, как пережить то, что хуже любой трагедии - отвратительный невыносимый всепоглощающий быт, который невозможно изменить и с которым невозможно бороться? И как остаться человеком в таких условиях? Вопросы поднимались множество раз, ответы остаются всё теми же. Необходимо выработать позицию по отношению к окружающему миру, не отчаиваться и мужественно терпеть. Наверно поэтому сплав по горной реке в половодье со своими учениками для Служкина - мелочи жизни, он спокоен. Борьба со стихией не идет ни в какое сравнение с ежедневной борьбой с жизнью. Зато для неопытных школьников река становится настоящим испытанием. В общем, фильм, как и книга, не о преодолении кризиса, не о хеппиэнде, а о том, как с этим кризисом жить. Но в книге я смог рассмотреть какую-никакую мораль (у Служкина есть дочь, она и становится смыслом его жизни), а в фильме мораль не видно. Фильм просто интересно смотреть, потому что это история мужества человека, который не сломался.


Перед полуночью
(Ричард Линклейтер)

В юности Ричарду говорили: "Чем меньше диалогов в фильме, тем лучше". Ричард не согласился и отреагировал не вполне адекватно, сняв множество фильмов, где не было ничего кроме диалогов. Перед полуночью - третий фильм-диалог об отношениях Джесси и Селин. Страшно подумать, каждую часть разделяют 9 лет. Если вы не смотрели "перед рассветом" и "перед закатом", то трудно описать, что это за фильмы, так что посмотрите их.

За 9 лет многое изменилось. Джесси и Селин женаты, у них две дочки блезняшки. У Джесси еще есть сын от прошлого брака, для которого он изо всех сил пытается быть хорошим отцом. Пара приехала в Грецию и проводит здесь свой отпуск. Многое за 9 лет изменилось, и если бы Ричард Линклейтер сделал фильм точно таким же, как и предыдущие две части, т.е. диалог на весь фильм между мужчиной и женщиной, то фильм вышел бы плохим. Но здесь разговор приобретает такой оборот, которого не ожидаешь, и ты понимаешь, да, теперь Джесси и Селин действительно семейная пара, и Ричард действительно развил идею прошлых картин. Очень хороший фильм.


Тор 2: Царство тьмы
(Алан Тейлор)

Кинокомикс от Марвел. Тор летает, врагов убивает, мир спасает. Всё.


Олдбой
(Спайк Ли)

Ремейк культового триллера. Так себе ремейк. Я ожидал более вольной трактовки, но некоторые сцены являются точной (кривой) копией оригинала. Фильм Пак Чхан Ука был стильным, выверенным, здесь этого нет. Долгое затянутое вступление, необоснованные издевательства над персонажем Бролина во время заключения и после освобождения. Зачем? В оригинале главный герой - О Дэ Су хоть и был жесток, но просто устранял людей, которые стоят между ним и тайной. Здесь же персонаж Бролина - психопат, который убивает просто так. Как и главный злодей, который тоже замарал руки. Собственноручно задушил мужика, а потом послал его язык Бролину по почте. Зачем? Нет, Спайк, это уже было в другом американском триллере, тут такое не пройдет. Единственный плюс фильма - более адекватная для меня развязка. Но это, скорее всего, связано с моим невнимательным просмотром оригинала.  Да, концовку тут всё равно запороли.


Хоббит: пустошь Смауга
(Питер Джексон)

Если вы не смотрели первого Хоббита, то здесь разобраться в происходящем будет сложно… Хотя, если подумать, нет, не сложно. Большую часть времени показывают хороший такой экшн. Поэтому 90% фильма - сочинения сценаристов, имеющие очень далекое отношение к книге. Вообще смещение акцента на экшн и 3d аттракцион очень сильно бросается в глаза. По сравнению с "Властелином колец" действие стало почти гротескным. Каждая драка в первой трилогии медленная, эпичная, здесь часто используется сло-мо, что бы подчеркнуть всю драматичность. Помните, например, сцену когда хоббитов и Арагорна настигли назгулы, еще они ранили Фродо? Будь эта сцена в Хоббите, Назгулов бы было не 9, а 30, каждый хоббит убил бы по парочке вражин, а Арогорн крутил бы сальто и вертелся аки Тасманский дьявол. Вот так сказка превратилась в массаж для глаз. Но очень качественный массаж для глаз. Редкий фильм может так приковывать внимание на протяжении больше двух с половиной часов. Здесь на помощь пришли Леголас со странными контактными линзами и его боевая подруга, которая течёт от коротышек. Стивен Фрай порадовал в роли мера Озерного города. А еще дракон Смауг в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Голос у Бенедикта очень крутой (не для русского дубляжа), но Джексон переборщил немного - пасть дракон вообще не закрывает, базарит и базарит без умолку сам с собой. Короче, отличный блокбастер для проведения досуга, жаль, что обрывается на полуслове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий